Недавно команда PROJECTIVITY побывала на конференции GAME&LEARN, где было представлено внушительное количество компаний, занимающихся созданием бизнес-игр. Тема интересная, постепенно внедряющаяся в культуру российских организаций. На мероприятии удалось пообщаться с создателями продуктов и после сформулировать некоторые тезисы:
Тезис 1
Деловые игры позволяют видеть людей в действии, где можно оценить и как индивидуальные навыки, так и групповые. Зачастую бывает, что сотрудники, которые ранее “враждовали” в компании, после бизнес-игры налаживают свои отношения и начинают работать слаженно, что, безусловно, положительно влияет на эффективность всей организации
Тезис 2
В игре формируется так называемый “helicopter view”, т.е. более широкий взгляд на работу всей организации. Люди в компаниях бывают часто оторваны от общих, фундаментальных процессов, концентрируясь лишь на своих узких функциях, что зачастую приводит к конфликтам интересов и потере производительности. Существует такое выражение “не видеть леса за деревьями”. Игра как раз и даёт участникам возможность не только “увидеть этот лес”, но и предсказать вероятные сценарии развития событий
Тезис 3
В игре, в отличие от реальной жизни, нет серьёзного страха поражения. Люди меньше боятся ошибаться, пробовать новое и озвучивать незаурядные идеи, которые в повседневности могут показаться глупыми. Кроме того, в игре можно примерить на себя разные роли, побывать в “шкуре” других коллег. Подобный опыт может принести свежие идеи компании и позитивно повлиять на ее развитие
Тезис 4 (для консультантов)
бизнес-игра - это отличная “разрядка” во время стратегической сессии, которая поможет разгрузить участников и вовлечь их в работу. Через игру можно донести до участников определенные истины, которые они ранее отказывались воспринимать
PROJECTIVITY успешно применяет на практике бизнес-игры. Во время стратегического планирования, работы с мотивацией коллектива и в момент определения ключевых показателей эффективности очень хорошо используется Эксперимент Деминга. Это увлекательная бизнес-симуляция, которая проводится в игровом формате и прекрасно демонстрирует взаимосвязь между бизнес-процессами организации и мотивацией ее сотрудников
Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.
Сессии — это серьезное мероприятие, но в нашей реальности они часто обретают оттенок комедийной пьесы. Давайте разберемся, какие трудности поджидают организаторов и почему порой кажется, что стратегическая сессия — это не столько путь к успеху, сколько испытание на прочность.
Некоторое время назад PROJECTIVITY довелось стать участником конференции, посвященной обучению и развитию в профессиональной среде.
Несмотря на то, что тема мероприятия была про развитие, про потенциал роста и необходимое для этого лидерство, постоянно стоял плач, доносившийся из HR-сообщества плач о том, что нет людей, плохо с людьми, не можем нанять, куча открытых вакансий… и подобное этому.
Согласно тем оценкам производительности, что я помню за 2019 год, мы отставали от западных стран в 3 раза.
. Они считают достаточно просто. Берут оборот компании или группы компаний из определенной индустрии и делят его на количество людей, задействованных в работе. Вот именно по этому показателю мы отставали в 3 раза.
И тут на ум приходит аналогия с рождением ребенка. Если на это обычно требуется около 9 месяцев, то принудительное ускорение процесса чревато необратимыми и весьма печальными последствиями
Опыт создания корпоративной стратегии для страны или более крупного региона неизменно подсказывает, что для этого нужно время. Время для того, чтобы исследовать внешнюю среду, которая постоянно меняется, оценить ресурсы и силы компании, согласовать направления и формы дальнейшего развития с ключевыми сотрудниками в организации
На прошлой неделе произошло знаковое событие. У PROJECTIVITY и Алексея Савватеева пересеклись пути. Профессор МФТИ, большой популяризатор математики в целом, и Теории Игр в частности, посетил Новую Черноголовскую Школу, где рассказал старшим школьниками и всем желающим о гипотезе АВС, которая приходит на смену великой теореме Ферма.
Надо признаться, что я был восхищен харизмой докладчика и уровнем черноголовки школьников, которые внимательно слушали лекцию, задавали вопросы и вообще производили впечатления людей, которые явно в курсе того, что происходит.
Изучив большое количество иностранных статей про мотивацию, я выписал наиболее часто встречающиеся практики и опросил своих знакомых и коллег, задавая всем один и тот же вопрос: «А что встречалось на вашем профессиональном пути?»
Поиск интересных примеров с практиками в нашей российской среде занял больше времени, чем я ожидал. Ответы были разные, много полемики и споров, но тенденция прослеживалась очень заметная. Те, кто смог найти какие-то примеры из жизни, как правило, ссылались на свой опыт работы в зарубежных компаниях.
Удивительно дело, но на проведение сессий стратегического планирование сохраняется стабильный спрос в среде российского бизнеса. Казалось бы, что тут странного? Но странно именно то, что наши бизнесмены с упрямой настойчивость приглашают людей со стороны, чтобы совершить это незатейливое таинство.
Я всегда искренне считал, что это и есть одна из основных задач руководителя - собраться со своей командой - спланировать будущее. Почему они отдают свою компетенцию на сторону? Что ими движет, когда приглашают других?
Совсем недавно с коллегами по сообществу Линтузиасты мы обсуждали механизм формулировки годовых (и более долгосрочных) целей по системе Сбалансированных показателей (одной из самых распространенных в мире, применяемой многими компаниями, об успехах которых наслышан весь мир).
Суть системы проста: по горизонтальной оси на одном полюсе оказываются Внешние цели, связанные с Потребителями (рынками, сервисами, продуктами). На другом полюсе - развитие Внутренних процессов (управление, оптимизация, инновации). По вертикальной оси на разных полюсах оказывается: набор интересов Собственника (прибыль, оборот, прочие финансовые показатели) и набор интересов Коллектива (развитие, обучение, хорошие условия труда) +шире, Социума (ESG показатели).Формируется своего рода «компас» для развития в 4х направлениях.