Несколько лет назад я завершил свой затянувшийся 15-летний этап корпоративной карьеры, и вместе со своим партнером открыл компанию, которая специализируется на консультировании руководящего состава в области стратегического планирования, организационных изменений и мотивации сотрудников. Тогда я и предположить не мог, что столкнусь с таким продуктом, который называется «стратегическая сессия».
Не то, чтобы я не был знаком с этим. Наоборот, будучи руководителем, мне регулярно приходилось заниматься стратегическим планированием на 3-5 и более лет, а также принимать участие в различных сессиях не только в России, но и Европе, Северной Америке, Азии. Я наблюдал, как организован процесс в разных подразделениях не только одной компании – видел, как это делают мои партнёры, дистрибьюторы и даже конкуренты.
Ранее, еще во время учебы во французской бизнес-школе, я разобрал массу кейсов, которые рассказывали о различных инструментах стратегического планирования, освоил способы, методы и подходы, но никогда, нигде, ни разу мне не встречалась история, в которой руководитель компании или крупного подразделения передавал компетенцию, связанную со стратегическим планированием, кому-то другому, находящемуся вне периметра организации. Мало того, в эту «святая святых» очень редко впускают посторонних, поэтому даже фасилитация процесса, как правило, организована руками сотрудников.
А тут такое дело! Оказалось, что стратегическая сессия – это популярный продукт на российском рынке, который без конца продают и покупают. На эту тему пишут книги, запускают вебинары и телеграмм-каналы, этому учат и об этом спорят. Для меня открылся абсолютно новый мир, в феномене которого мне захотелось разобраться. Так почему же в России случился настоящий бум, связанный со стратегическими сессиями, и откуда берут свое начало корни явления?
И вот, после продолжительного изучения, наблюдений и непосредственного участия в качестве организатора и соведущего, кажется, что мне удалось разобраться в предпосылках и причинах появления и стремительного развития на нашем рынке такого продукта.
Вот мои умозаключения по этому поводу:
Дело в том, что свободный рынок и предпринимательское сообщество в России еще очень юны. Всего 30 с небольшим лет, как идет развитие капитализма на родной земле – это совсем незначительный срок. И если сами предприниматели достаточно быстро включились во все процессы постижения рыночной экономики, другие институты общества пока еще отстают или только набирают темп. Капитализм регулярно потребляет ресурс, который ему требуется для развития, а человеческий капитал – первостепенный ресурсов, который ему нужен.
Для этого нужен фундамент в виде бизнес-школ, университетов и даже обычных средних школ с современным образованием. Именно там процесс познания основ стратегического планирования пока еще очень слабо развит.
Например:
далеко не все факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, где преподают бизнес-дисциплины, рассказывают своим студентам, что такое SWOT-анализ. Оно и понятно, ведь зачастую молодёжь учат те, кто еще помнит, что такое «пятилетка за три года».
«Ну как же так? А Сколково, а Вышка?» – скажете вы. Да, эти организации предпринимают значительные усилия, чтобы запустит процесс обучения, но пока это лишь капля в море. К сожалению, многие преподаватели этих заведений – зачастую самоучки с очень пестрым опытом за плечами.
Такая ситуация привела к тому, что большинство из сегодняшних руководителей не знают, как организовать процесс стратегического планирования. Винить их в этом никак нельзя, ведь общество, в котором они выросли, было еще не готово дать им системные знания в этой области и сформировать определенную систему управления. И пока культура еще только формируется, бизнес не может ждать, потому что конкурентные преимущества надо создавать здесь и сейчас.
Поиск ответа на этот вопрос был найден в появлении на рынке огромного количества вспомогательных элементов в виде консультантов, фасилитатров, коучей, а также в виде возникновения корпоративных университетов – организаций, которые призваны закрыть дыры в бизнес-образовании своих сотрудников. Этот поспешный ответ дал определённые плоды, но у него есть и большие издержки, так как все эти консультанты и преподаватели не всегда имеют должной подготовки. Часто это люди с очень отрывочным опытом в бизнесе и, как правило, с образованием в области психологии, которые пришли в сферу стратегического планирования из бизнес-тренингов по продажам или тайм-менеджменту.
Наиболее богатые институты и компании пошли вполне логичным путем заимствования компетенций, а именно путем найма иностранных преподавателей и менеджеров. Это сразу стало давать неплохой результат, но, к сожалению, в 2022 году ручеек поступления знаний сошел на нет. В итоге самыми подготовленные в этом отношении остались те, кому посчастливилось учиться или работать за рубежом, кто работал в иностранных компаниях. Они, по сути, остались единственными носителями компетенций и опыта.
Мой патриотичный читатель заметит: «Как будто у нас своего нет?!».
Безусловно, есть и у нас сообщества любознательных товарищей, которые запоем читают книги и смотрят вебинары, но как правило, таким академикам не хватает практики, в то время как у практиков не хватает фундаментальных академических знаний.
Именно недостаток компетенций и знаний в области стратегического планирования послужил причиной того, что услуги сторонних служб стали популярными. Таким образом, на рынке появился суррогатный продукт, который называется «стратегическая сессия». Он предполагает, что стратегия организации может быт сформулирована за несколько дней при помощи внутреннего или внешнего модератора, который обладает знаниями, как организовать этот процесс.
Это не совсем так. Но явно лучше, чем та самая «пятилетка за три года» или совсем ничего.
Понемногу продукт эволюционирует и становится лучше. Развиваясь, он неплохо ложится, пусть на пока еще неподготовленную, но плодородную почву. Руководители уже видят определенные конкурентные преимущества, которые появляются у компаний, способных создать стратегический план развития организации. Многие стали регулярно использовать и повторять эту практику, учить своих сотрудников и развивать компетенции стратегического планирования внутри своих коллективов. Статистические данные за последний год говорят о там, что количество сессий растет, а кривая запросов из Яндекса Вордстат это только подтверждает. Идет настоящий бум!
В последнее время я слышу огромное количество критики в адрес KPI, где под KPI люди понимают интегральный элемент системы управления, который помогает объединять стратегические цели развития компании, задачи,…
«Надо наладить коммуникации в коллективе, чтобы сотрудники научились слушать и слышать друг друга» «Нам нужен тренинг по стрессоустойчивости. У нас такая напряженная работа, что многие не выдерживают и…
За последний год я стал все чаще и чаще встречать этот термин в профессиональной жизни. Вот пишу этот текст в Word, где обычно пользуюсь автоматической корректировкой, и он мне выдает, что это слово – ошибка,…
Читаю хлесткие названия и диву даюсь! Например: «квартальная стратегическая сессия», «коммуникационная сессия» или «командная стратегическая сессия». Очевидно, что коллеги консультанты хотели придать стратегическое…
Год назад одна дружественная и довольно известная компания пригласила меня в проект создания системы, стимулирующей мотивацию сотрудников, проще говоря, KPI
Не читайте эту статью. Это не имеет никакого смысла. Ее написал chat gpt исключительно для SEO продвижения этого сайта.
Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.