Заказать звонок
Меню

Стратегическая сессия: феномен появления этого продукта на рынке, а также предпосылки и причины постоянно растущей потребности

Несколько лет назад я завершил свой затянувшийся 15-летний этап корпоративной карьеры, и вместе со своим партнером открыл компанию, которая специализируется на консультировании руководящего состава в области стратегического планирования, организационных изменений и мотивации сотрудников. Тогда я и предположить не мог, что столкнусь с таким продуктом, который называется «стратегическая сессия».

Не то, чтобы я не был знаком с этим. Наоборот, будучи руководителем, мне регулярно приходилось заниматься стратегическим планированием на 3-5 и более лет, а также принимать участие в различных сессиях не только в России, но и Европе, Северной Америке, Азии. Я наблюдал, как организован процесс в разных подразделениях не только одной компании – видел, как это делают мои партнёры, дистрибьюторы и даже конкуренты.

Ранее, еще во время учебы во французской бизнес-школе, я разобрал массу кейсов, которые рассказывали о различных инструментах стратегического планирования, освоил способы, методы и подходы, но никогда, нигде, ни разу мне не встречалась история, в которой руководитель компании или крупного подразделения передавал компетенцию, связанную со стратегическим планированием, кому-то другому, находящемуся вне периметра организации. Мало того, в эту «святая святых» очень редко впускают посторонних, поэтому даже фасилитация процесса, как правило, организована руками сотрудников.

А тут такое дело! Оказалось, что стратегическая сессия – это популярный продукт на российском рынке, который без конца продают и покупают. На эту тему пишут книги, запускают вебинары и телеграмм-каналы, этому учат и об этом спорят. Для меня открылся абсолютно новый мир, в феномене которого мне захотелось разобраться. Так почему же в России случился настоящий бум, связанный со стратегическими сессиями, и откуда берут свое начало корни явления?

И вот, после продолжительного изучения, наблюдений и непосредственного участия в качестве организатора и соведущего, кажется, что мне удалось разобраться в предпосылках и причинах появления и стремительного развития на нашем рынке такого продукта.

Вот мои умозаключения по этому поводу:

Дело в том, что свободный рынок и предпринимательское сообщество в России еще очень юны. Всего 30 с небольшим лет, как идет развитие капитализма на родной земле – это совсем незначительный срок. И если сами предприниматели достаточно быстро включились во все процессы постижения рыночной экономики, другие институты общества пока еще отстают или только набирают темп. Капитализм регулярно потребляет ресурс, который ему требуется для развития, а человеческий капитал – первостепенный ресурсов, который ему нужен.

Для этого нужен фундамент в виде бизнес-школ, университетов и даже обычных средних школ с современным образованием. Именно там процесс познания основ стратегического планирования пока еще очень слабо развит.

Например:

далеко не все факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, где преподают бизнес-дисциплины, рассказывают своим студентам, что такое SWOT-анализ. Оно и понятно, ведь зачастую молодёжь учат те, кто еще помнит, что такое «пятилетка за три года».

«Ну как же так? А Сколково, а Вышка?» – скажете вы. Да, эти организации предпринимают значительные усилия, чтобы запустит процесс обучения, но пока это лишь капля в море. К сожалению, многие преподаватели этих заведений – зачастую ­самоучки с очень пестрым опытом за плечами.

Такая ситуация привела к тому, что большинство из сегодняшних руководителей не знают, как организовать процесс стратегического планирования. Винить их в этом никак нельзя, ведь общество, в котором они выросли, было еще не готово дать им системные знания в этой области и сформировать определенную систему управления. И пока культура еще только формируется, бизнес не может ждать, потому что конкурентные преимущества надо создавать здесь и сейчас.

Поиск ответа на этот вопрос был найден в появлении на рынке огромного количества вспомогательных элементов в виде консультантов, фасилитатров, коучей, а также в виде возникновения корпоративных университетов – организаций, которые призваны закрыть дыры в бизнес-образовании своих сотрудников. Этот поспешный ответ дал определённые плоды, но у него есть и большие издержки, так как все эти консультанты и преподаватели не всегда имеют должной подготовки. Часто это люди с очень отрывочным опытом в бизнесе и, как правило, с образованием в области психологии, которые пришли в сферу стратегического планирования из бизнес-тренингов по продажам или тайм-менеджменту.

Наиболее богатые институты и компании пошли вполне логичным путем заимствования компетенций, а именно путем найма иностранных преподавателей и менеджеров. Это сразу стало давать неплохой результат, но, к сожалению, в 2022 году ручеек поступления знаний сошел на нет. В итоге самыми подготовленные в этом отношении остались те, кому посчастливилось учиться или работать за рубежом, кто работал в иностранных компаниях.  Они, по сути, остались единственными носителями компетенций и опыта.

Мой патриотичный читатель заметит: «Как будто у нас своего нет?!».

Безусловно, есть и у нас сообщества любознательных товарищей, которые запоем читают книги и смотрят вебинары, но как правило, таким академикам не хватает практики, в то время как у практиков не хватает фундаментальных академических знаний.

Именно недостаток компетенций и знаний в области стратегического планирования послужил причиной того, что услуги сторонних служб стали популярными. Таким образом, на рынке появился суррогатный продукт, который называется «стратегическая сессия». Он предполагает, что стратегия организации может быт сформулирована за несколько дней при помощи внутреннего или внешнего модератора, который обладает знаниями, как организовать этот процесс.

Это не совсем так. Но явно лучше, чем та самая «пятилетка за три года» или совсем ничего.

Понемногу продукт эволюционирует и становится лучше. Развиваясь, он неплохо ложится, пусть на пока еще неподготовленную, но плодородную почву. Руководители уже видят определенные конкурентные преимущества, которые появляются у компаний, способных создать стратегический план развития организации. Многие стали регулярно использовать и повторять эту практику, учить своих сотрудников и развивать компетенции стратегического планирования внутри своих коллективов. Статистические данные за последний год говорят о там, что количество сессий растет, а кривая запросов из Яндекса Вордстат это только подтверждает. Идет настоящий бум!

Стратегическая сессия – это, в первую очередь, про стратегию

Читаю хлесткие названия и диву даюсь!

Например: «квартальная стратегическая сессия», «коммуникационная сессия» или «командная стратегическая сессия». Очевидно, что коллеги-консультанты хотели придать стратегическое значение любой встрече. Давайте вместе попытаемся разобраться, почему стратегическая сессия именно так называется и что ее отличает от обычной встречи менеджмента или любой другой организационной формы внутри вашего коллектива.

13.фев.2025г.
Почему на сработали KPI?

Год назад одна дружественная и довольно известная компания пригласила меня в проект создания системы, стимулирующей мотивацию сотрудников, проще говоря, KPI

Подошли мы к этому вопросу методично и, вооружившись Системой Сбалансированных Показателей, сначала сформулировали видение развития компании и набор ключевых стратегических целей, а потом разложили каждую цель на составляющие – на этой основе сделали KPI для руководящего состава. Короче говоря, все, как в учебниках

23.дек.2024г.
Как chatGPT делал идеальную статью на 700 слов для SEO продвижения сайта

Не читайте эту статью. Это не имеет никакого смысла. Ее написал chat gpt исключительно для SEO продвижения этого сайта.

Как корпоративная стратегическая сессия, система мотивации и KPI помогают развивать бизнес.

В современном мире бизнес-среда меняется стремительно. Компании сталкиваются с постоянными вызовами: быстрое развитие технологий, изменения в поведении клиентов, рост конкуренции. Для успешного развития бизнеса в таких условиях компаниям требуется постоянная адаптация и развитие. Это включает не только оптимизацию внутренних процессов, но и создание эффективной системы мотивации, четкую постановку целей с помощью KPI и привлечение наставников или коучей для руководителей и персонала.

19.сен.2024г.
Вызовы при организации стратегических сессий в России как попытка навести порядок в чемодане

Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.

Сессии — это серьезное мероприятие, но в нашей реальности они часто обретают оттенок комедийной пьесы. Давайте разберемся, какие трудности поджидают организаторов и почему порой кажется, что стратегическая сессия — это не столько путь к успеху, сколько испытание на прочность.

09.сен.2024г.
Что не так с нашей производительностью труда?

Некоторое время назад PROJECTIVITY довелось стать участником конференции, посвященной обучению и развитию в профессиональной среде.

Несмотря на то, что тема мероприятия была про развитие, про потенциал роста и необходимое для этого лидерство, постоянно стоял плач, доносившийся из HR-сообщества плач о том, что нет людей, плохо с людьми, не можем нанять, куча открытых вакансий… и подобное этому.

06.май.2024г.
Стратегия требует время и пространство для ее создания

И тут на ум приходит аналогия с рождением ребенка. Если на это обычно требуется около 9 месяцев, то принудительное ускорение процесса чревато необратимыми и весьма печальными последствиями

Опыт создания корпоративной стратегии для страны или более крупного региона неизменно подсказывает, что для этого нужно время. Время для того, чтобы исследовать внешнюю среду, которая постоянно меняется, оценить ресурсы и силы компании, согласовать направления и формы дальнейшего развития с ключевыми сотрудниками в организации

03.апр.2024г.
Самый известный популяризатор математики Савватеев встретился с PROJECTIVITY

На прошлой неделе произошло знаковое событие. У PROJECTIVITY и Алексея Савватеева пересеклись пути. Профессор МФТИ, большой популяризатор математики в целом, и Теории Игр в частности, посетил Новую Черноголовскую Школу, где рассказал старшим школьниками и всем желающим о гипотезе АВС, которая приходит на смену великой теореме Ферма.

Надо признаться, что я был восхищен харизмой докладчика и уровнем черноголовки школьников, которые внимательно слушали лекцию, задавали вопросы и вообще производили впечатления людей, которые явно в курсе того, что происходит.

12.мар.2024г.