Заказать звонок
Меню

Компенсаторные механизмы в развитых Системах управления!

Автор текста: Андрей Молодцов

Совсем недавно с коллегами по сообществу Линтузиасты мы обсуждали механизм формулировки годовых (и более долгосрочных) целей по системе Сбалансированных показателей (одной из самых распространенных в мире, применяемой многими компаниями, об успехах которых наслышан весь мир)

Суть системы проста: по горизонтальной оси на одном полюсе оказываются Внешние цели, связанные с Потребителями (рынками, сервисами, продуктами). На другом полюсе - развитие Внутренних процессов (управление, оптимизация, инновации). По вертикальной оси на разных полюсах оказывается: набор интересов Собственника (прибыль, оборот, прочие финансовые показатели) и набор интересов Коллектива (развитие, обучение, хорошие условия труда) шире, Социума (ESG показатели).Формируется своего рода «компас» для развития в 4х направлениях

Если проследить этот «компас» балансировки например среди целей Стратегии компании GEFCO, то на горизонтальной линии полюсами будут: «Международный игрок» (международные клиенты и их удовлетворенность, рынки, объемы и тп.) с противовесом в виде «развитие GMS системы управления» (уровни развития процессов и цели проектов оптимизации)

По вертикальной линии будет: «Ведущий игрок» (оборот, маржинальность, рейтинги оценок аналитиков о месте в мире логистики компании), а на противоположном полюсе та самая «ESG» (удовлетворенность сотрудников, цели оценок уровня БП, цели экологичности, цели ОТиТБ, удовлетворенность клиентов и рейтинги оценки поставщиков)

При движении от Президента компании до рядового сотрудника происходит ряд «разрывов» и возникает потребность в тех самых «Компенсаторных механизмах», какие я и задался целью тут перечислить. У каждого отдельного элемента декомпозиции сбалансированной на верхнем уровне Стратегии, а так же у инструментов обеспечения реализации этой самой Стратегии - имеются свои«зоны уязвимости»

Шаг 1

Начав с Карты сбалансированных показателей по целям Стратегии, далее требуется декомпозировть их по иерархии организационной структуры. На обеспечение каждого из набранных в 4 поля целевых значений показателей, нужно подготовить и оцифровать показатели обеспечения. В GEFCO для этого применяется аналог X-Матриц, линейный вариант, с названием «Тим Контракт»

Часть декомпозиции первично готовится на уровне Президента компании. Каждый показатель из «компаса» он раскладывает на перечнь КПЭ по глобальным проектам (слияния и поглощения, инвестиции в ИТ и технологии), цели регионам (согласно трендов), цели изменения границ регионов и цели создаваемым новым регионам. Эта декомпозиция от Президента в первую очередь передается Вице президентам и Главам регионов как их Стратегия, но позже возвращается, с набором их видения обеспечительных мер и инициатив (обычно с надбавкой +N% к первоначальному уровню показателей за счет включения каких-то локальных возможностей)

Президент пересматривает свою разбивку, уточняет, находит варианты синергии от усилий нескольких регионов и направлений деятельности. В итоге на своем уровне он закрепляет все полученное на ближайший год и во все регионы идет документ с названием Годовой операционный навигатор (гайд лайн). Параллельно с этим направляется и финансовый план с набором лимитов крупным ЦП и ЦЗ (центров прибылей и затрат), говорящий о том, что согласованные цели обеспечены ресурсами

Спорные моменты, нуждающиеся в компенсаторном механизме:

 

  1. если «выложить все карты на стол» при планировании, можно потом не уложиться в цели
  2. если строго придерживаться установленных лимитов бюджетирования, то из-за изменений в течении года можно недофинансировать то, что потребует больших расходов по факту и не проследить за перерасходом средств в других местах, где цели могли быть достигнуты с экономией бюджета

Компенсаторные механизмы:

  1. в момент ежемесячного мониторинга по целям, каждый прошедший месяц воспринимается - как плечо забега (спринта). Выдвинувший инициативу в период согласования Тим контрактов - становится Лидером проекта. Далее же, зафиксированное отклонение от целей подразделения приводит к инициации новых проектов, где побеждает сильнейший. Опять же, если все идет по плану, то можно так и просидеть со своим «тузом в рукаве» до итогов года, не реализовав его
  2. все бюджетные распределения ежемесячно отслеживаются в формате План/Факт, есть возможность согласовать и внебюджетную финансовую поддержку для нужной активности. Излишки тоже сразу видны и сложно их потратить не обоснованно. Экономия бюджета при выполнении целей зачитывается и в сессию ежегодных собеседований

Шаг 2

Проведение сессии ежегодных собеседований, когда согласованные цели подразделений сочетаются с индивидуальными целями сотруднику, фиксируется приоритет каждой из них, через вес в итоговой оценке. После согласования целей производится оценка итогов прошлого периода. Эта оценка опирается не только на План/Факт показателей, но и на более широкий анализ того: что удалось, а если не удалось, то почему? Какие были сделаны шаги улучшения процессов, своих компетенций, какие проекты/рац. предложения инициированы в направлении целей подразделения и компании, как осуществлены? 

Каждый руководитель выносит своему сотруднику оценку «субъективно», но затем предусмотрена его обязательная встреча с коллегами – руководителями смежных процессов и с HR, где они могут повлиять на изменение этой оценки

Спорные моменты, нуждающиеся в компенсаторном механизме:

 

  1. сотрудники, понимая большую роль личных отношений с руководителем, заинтересованы «подлизываться» (возможен даже коррупционный сговор, оценка влияет на распределение годового бонуса «премиального фонда», выделяемого подразделению)

Компенсаторные механизмы:

  1. начиная с первого ежегодного интервью сотрудники заявляют о своих планах развития внутри компании, и это определяет траекторию их дальнейшего роста по грейдовой сетке или по горизонтали (переходы в другие службы). Плечо планирования достаточно короткое, около 3-4х лет
  2. участие в проектах часто предполагает «заказ» руководителя проекта на конкретного сотрудника в свою команду, и если сотрудник объективно выше оценок линейного руководителя, он легко находит себе такую загрузку, а у руководителя нет аргументов его удержать (если он признал когда-то его результаты низкими)
  3. в компании GEFCO была реализована программа ступенчатого развития, доступная абсолютно для каждого линейного сотрудника – Академия GMS. Если сотрудник успешно проходил 2-3 года обучения, он становился претендентом на руководящие должности, или на работу в качестве «внутреннего тренера», что снижало его зависимость от непосредственного руководителя

Об остальных шагах читайте в нашей следующей статье на сайте PROJECTIVITY

Вызовы при организации стратегических сессий в России как попытка навести порядок в чемодане

Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.

Сессии — это серьезное мероприятие, но в нашей реальности они часто обретают оттенок комедийной пьесы. Давайте разберемся, какие трудности поджидают организаторов и почему порой кажется, что стратегическая сессия — это не столько путь к успеху, сколько испытание на прочность.

09.сен.2024г.
Что не так с нашей производительностью труда?

Некоторое время назад PROJECTIVITY довелось стать участником конференции, посвященной обучению и развитию в профессиональной среде.

Несмотря на то, что тема мероприятия была про развитие, про потенциал роста и необходимое для этого лидерство, постоянно стоял плач, доносившийся из HR-сообщества плач о том, что нет людей, плохо с людьми, не можем нанять, куча открытых вакансий… и подобное этому.

Согласно тем оценкам производительности, что я помню за 2019 год, мы отставали от западных стран в 3 раза. 

. Они считают достаточно просто. Берут оборот компании или группы компаний из определенной индустрии и делят его на количество людей, задействованных в работе. Вот именно по этому показателю мы отставали в 3 раза.

06.май.2024г.
Стратегия требует время и пространство для ее создания

И тут на ум приходит аналогия с рождением ребенка. Если на это обычно требуется около 9 месяцев, то принудительное ускорение процесса чревато необратимыми и весьма печальными последствиями

Опыт создания корпоративной стратегии для страны или более крупного региона неизменно подсказывает, что для этого нужно время. Время для того, чтобы исследовать внешнюю среду, которая постоянно меняется, оценить ресурсы и силы компании, согласовать направления и формы дальнейшего развития с ключевыми сотрудниками в организации

03.апр.2024г.
Самый известный популяризатор математики Савватеев встретился с PROJECTIVITY

На прошлой неделе произошло знаковое событие. У PROJECTIVITY и Алексея Савватеева пересеклись пути. Профессор МФТИ, большой популяризатор математики в целом, и Теории Игр в частности, посетил Новую Черноголовскую Школу, где рассказал старшим школьниками и всем желающим о гипотезе АВС, которая приходит на смену великой теореме Ферма.

Надо признаться, что я был восхищен харизмой докладчика и уровнем черноголовки школьников, которые внимательно слушали лекцию, задавали вопросы и вообще производили впечатления людей, которые явно в курсе того, что происходит.

12.мар.2024г.
Лучшие практики для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников на рабочем месте

Изучив большое количество иностранных статей про мотивацию, я выписал наиболее часто встречающиеся практики и опросил своих знакомых и коллег, задавая всем один и тот же вопрос: «А что встречалось на вашем профессиональном пути?»

Поиск интересных примеров с практиками в нашей российской среде занял больше времени, чем я ожидал. Ответы были разные, много полемики и споров, но тенденция прослеживалась очень заметная. Те, кто смог найти какие-то примеры из жизни, как правило, ссылались на свой опыт работы в зарубежных компаниях.  

23.янв.2024г.
Свой среди чужих, чужой среди своих

Удивительно дело, но на проведение сессий стратегического планирование сохраняется стабильный спрос в среде российского бизнеса. Казалось бы, что тут странного? Но странно именно то, что наши бизнесмены с упрямой настойчивость приглашают людей со стороны, чтобы совершить это незатейливое таинство.

Я всегда искренне считал, что это и есть одна из основных задач руководителя - собраться со своей командой - спланировать будущее. Почему они отдают свою компетенцию на сторону? Что ими движет, когда приглашают других?

13.дек.2023г.
Продолжение. Компенсаторные механизмы в развитых Системах управления

Совсем недавно с коллегами по сообществу Линтузиасты мы обсуждали механизм формулировки годовых (и более долгосрочных) целей по системе Сбалансированных показателей (одной из самых распространенных в мире, применяемой многими компаниями, об успехах которых наслышан весь мир).

Суть системы проста: по горизонтальной оси на одном полюсе оказываются Внешние цели, связанные с Потребителями (рынками, сервисами, продуктами). На другом полюсе - развитие Внутренних процессов (управление, оптимизация, инновации). По вертикальной оси на разных полюсах оказывается: набор интересов Собственника (прибыль, оборот, прочие финансовые показатели) и набор интересов Коллектива (развитие, обучение, хорошие условия труда) +шире, Социума (ESG показатели).Формируется своего рода «компас» для развития в 4х направлениях.

16.ноя.2023г.