Заказать звонок
Меню

Компенсаторные механизмы в развитых Системах управления!

Автор текста: Андрей Молодцов

Совсем недавно с коллегами по сообществу Линтузиасты мы обсуждали механизм формулировки годовых (и более долгосрочных) целей по системе Сбалансированных показателей (одной из самых распространенных в мире, применяемой многими компаниями, об успехах которых наслышан весь мир)

Суть системы проста: по горизонтальной оси на одном полюсе оказываются Внешние цели, связанные с Потребителями (рынками, сервисами, продуктами). На другом полюсе - развитие Внутренних процессов (управление, оптимизация, инновации). По вертикальной оси на разных полюсах оказывается: набор интересов Собственника (прибыль, оборот, прочие финансовые показатели) и набор интересов Коллектива (развитие, обучение, хорошие условия труда) шире, Социума (ESG показатели).Формируется своего рода «компас» для развития в 4х направлениях

Если проследить этот «компас» балансировки например среди целей Стратегии компании GEFCO, то на горизонтальной линии полюсами будут: «Международный игрок» (международные клиенты и их удовлетворенность, рынки, объемы и тп.) с противовесом в виде «развитие GMS системы управления» (уровни развития процессов и цели проектов оптимизации)

По вертикальной линии будет: «Ведущий игрок» (оборот, маржинальность, рейтинги оценок аналитиков о месте в мире логистики компании), а на противоположном полюсе та самая «ESG» (удовлетворенность сотрудников, цели оценок уровня БП, цели экологичности, цели ОТиТБ, удовлетворенность клиентов и рейтинги оценки поставщиков)

При движении от Президента компании до рядового сотрудника происходит ряд «разрывов» и возникает потребность в тех самых «Компенсаторных механизмах», какие я и задался целью тут перечислить. У каждого отдельного элемента декомпозиции сбалансированной на верхнем уровне Стратегии, а так же у инструментов обеспечения реализации этой самой Стратегии - имеются свои«зоны уязвимости»

Шаг 1

Начав с Карты сбалансированных показателей по целям Стратегии, далее требуется декомпозировть их по иерархии организационной структуры. На обеспечение каждого из набранных в 4 поля целевых значений показателей, нужно подготовить и оцифровать показатели обеспечения. В GEFCO для этого применяется аналог X-Матриц, линейный вариант, с названием «Тим Контракт»

Часть декомпозиции первично готовится на уровне Президента компании. Каждый показатель из «компаса» он раскладывает на перечнь КПЭ по глобальным проектам (слияния и поглощения, инвестиции в ИТ и технологии), цели регионам (согласно трендов), цели изменения границ регионов и цели создаваемым новым регионам. Эта декомпозиция от Президента в первую очередь передается Вице президентам и Главам регионов как их Стратегия, но позже возвращается, с набором их видения обеспечительных мер и инициатив (обычно с надбавкой +N% к первоначальному уровню показателей за счет включения каких-то локальных возможностей)

Президент пересматривает свою разбивку, уточняет, находит варианты синергии от усилий нескольких регионов и направлений деятельности. В итоге на своем уровне он закрепляет все полученное на ближайший год и во все регионы идет документ с названием Годовой операционный навигатор (гайд лайн). Параллельно с этим направляется и финансовый план с набором лимитов крупным ЦП и ЦЗ (центров прибылей и затрат), говорящий о том, что согласованные цели обеспечены ресурсами

Спорные моменты, нуждающиеся в компенсаторном механизме:

 

  1. если «выложить все карты на стол» при планировании, можно потом не уложиться в цели
  2. если строго придерживаться установленных лимитов бюджетирования, то из-за изменений в течении года можно недофинансировать то, что потребует больших расходов по факту и не проследить за перерасходом средств в других местах, где цели могли быть достигнуты с экономией бюджета

Компенсаторные механизмы:

  1. в момент ежемесячного мониторинга по целям, каждый прошедший месяц воспринимается - как плечо забега (спринта). Выдвинувший инициативу в период согласования Тим контрактов - становится Лидером проекта. Далее же, зафиксированное отклонение от целей подразделения приводит к инициации новых проектов, где побеждает сильнейший. Опять же, если все идет по плану, то можно так и просидеть со своим «тузом в рукаве» до итогов года, не реализовав его
  2. все бюджетные распределения ежемесячно отслеживаются в формате План/Факт, есть возможность согласовать и внебюджетную финансовую поддержку для нужной активности. Излишки тоже сразу видны и сложно их потратить не обоснованно. Экономия бюджета при выполнении целей зачитывается и в сессию ежегодных собеседований

Шаг 2

Проведение сессии ежегодных собеседований, когда согласованные цели подразделений сочетаются с индивидуальными целями сотруднику, фиксируется приоритет каждой из них, через вес в итоговой оценке. После согласования целей производится оценка итогов прошлого периода. Эта оценка опирается не только на План/Факт показателей, но и на более широкий анализ того: что удалось, а если не удалось, то почему? Какие были сделаны шаги улучшения процессов, своих компетенций, какие проекты/рац. предложения инициированы в направлении целей подразделения и компании, как осуществлены? 

Каждый руководитель выносит своему сотруднику оценку «субъективно», но затем предусмотрена его обязательная встреча с коллегами – руководителями смежных процессов и с HR, где они могут повлиять на изменение этой оценки

Спорные моменты, нуждающиеся в компенсаторном механизме:

 

  1. сотрудники, понимая большую роль личных отношений с руководителем, заинтересованы «подлизываться» (возможен даже коррупционный сговор, оценка влияет на распределение годового бонуса «премиального фонда», выделяемого подразделению)

Компенсаторные механизмы:

  1. начиная с первого ежегодного интервью сотрудники заявляют о своих планах развития внутри компании, и это определяет траекторию их дальнейшего роста по грейдовой сетке или по горизонтали (переходы в другие службы). Плечо планирования достаточно короткое, около 3-4х лет
  2. участие в проектах часто предполагает «заказ» руководителя проекта на конкретного сотрудника в свою команду, и если сотрудник объективно выше оценок линейного руководителя, он легко находит себе такую загрузку, а у руководителя нет аргументов его удержать (если он признал когда-то его результаты низкими)
  3. в компании GEFCO была реализована программа ступенчатого развития, доступная абсолютно для каждого линейного сотрудника – Академия GMS. Если сотрудник успешно проходил 2-3 года обучения, он становился претендентом на руководящие должности, или на работу в качестве «внутреннего тренера», что снижало его зависимость от непосредственного руководителя

Об остальных шагах читайте в нашей следующей статье на сайте PROJECTIVITY

Парадоксы KPI

В последнее время я слышу огромное количество критики в адрес KPI, где под KPI люди понимают интегральный элемент системы управления, который помогает объединять стратегические цели развития компании, задачи,…

25.мар.2025г.
Коммуникейшн скиллс – солюшн ту олл проблемс? Симптоматика, которую нет смысла лечить

«Надо наладить коммуникации в коллективе, чтобы сотрудники научились слушать и слышать друг друга» «Нам нужен тренинг по стрессоустойчивости. У нас такая напряженная работа, что многие не выдерживают и…

18.мар.2025г.
Насмотренность. Новая ценность при найме сотрудника

За последний год я стал все чаще и чаще встречать этот термин в профессиональной жизни. Вот пишу этот текст в Word, где обычно пользуюсь автоматической корректировкой, и он мне выдает, что это слово – ошибка,…

21.фев.2025г.
Стратегическая сессия – это, в первую очередь, про стратегию

Читаю хлесткие названия и диву даюсь! Например: «квартальная стратегическая сессия», «коммуникационная сессия» или «командная стратегическая сессия». Очевидно, что коллеги консультанты хотели придать стратегическое…

13.фев.2025г.
Стратегическая сессия: феномен появления этого продукта на рынке, а также предпосылки и причины постоянно растущей потребности

Несколько лет назад я завершил свой затянувшийся 15-летний этап корпоративной карьеры, и вместе со своим партнером открыл компанию, которая специализируется на консультировании руководящего состава в области…

05.фев.2025г.
Почему на сработали KPI?

Год назад одна дружественная и довольно известная компания пригласила меня в проект создания системы, стимулирующей мотивацию сотрудников, проще говоря, KPI

23.дек.2024г.
Как chatGPT делал идеальную статью на 700 слов для SEO продвижения сайта

Не читайте эту статью. Это не имеет никакого смысла. Ее написал chat gpt исключительно для SEO продвижения этого сайта.

19.сен.2024г.