Заказать звонок
Меню

Почему на сработали KPI?

Год назад одна дружественная и довольно известная компания пригласила меня в проект создания системы, стимулирующей мотивацию сотрудников, проще говоря, KPI

Подошли мы к этому вопросу методично и, вооружившись Системой Сбалансированных Показателей, сначала сформулировали видение развития компании и набор ключевых стратегических целей, а потом разложили каждую цель на составляющие – на этой основе сделали KPI для руководящего состава. Короче говоря, все, как в учебниках

Но не тут-то было. Генеральный директор, видя, что мы создали достаточно простую и логически обоснованную систему, решил сорвать куш и заломил ключевую задачу – рост оборота аж в 70%. А компания совсем не стартап, чтобы расти такими темпами. Как следствие, многие производные от оборота показатели тоже поехали. Народ роптал, но все же принял эти цели, ведь тяжело бодаться с начальником. Я тоже был недоволен, так как он наплевал на мои предостережения и продавил это решение, аргументируя тем, что «цель должна быть амбициозной». Как говориться: «Хозяин – барин!». В январе, подписав все документы, я покинул проект

И вот, спустя 6 месяцев, этот генеральный директор звонит мне в расстроенных чувствах, сообщая, что их KPI не сработали. Я ему ответил: «KPI сами по себе не могут работать, все делают люди». На что услышал следующее: «Людей уже нет, они посмотрели на показатели 2-х кварталов, поняли, что целей им не достичь, бонусов не будет, поэтому решили сняться с якоря и уйти». Ну, а если три ключевых человека уходят из команды, это уже небольшой кризис

Надо отдать должное руководителю и части основного состава – они выстояли. Хоть планы не были выполнены, рост в компании присутствовал, и сейчас мы вместе планируем показатели уже следующего года, вспоминая о том, что буква А в аббревиатуре SMART означает – Achievable или Достижимый

Часто при постановке целей руководители напрочь забывают, что SMART – это пять букв, и за каждой стоит определенный опыт и набитые шишки. Чаще всего помнят про M (измеряемая) и Т (ограниченная по времени), а вот остальные соблюдаются только, если улыбнется фортуна

Как-то раз, в период моей корпоративной карьеры, наблюдал я такой случай. Немецкий дивизион, который продавал продукцию по всей Европе, при постановке целей на следующий год определил в качестве ключевой задачи развитие рынка Marine. Мarine – это все, что связано с морем. Тут тебе и нефтяные платформы, и корабли, и верфи, и другая портовая инфраструктура. Казалось бы, что тут такого? Но когда цель распределяли по странам, точно такую же получил и представитель, отвечающий за Беларусь. Кто-нибудь видел в Беларуси море? Бедный белорусский сотрудник хотел было протестовать, но «ordnung muss sein» (во всем должен быть порядок). После серии таких задач он тоже ушел, а мы все вспомнили, что буква R означает Relevant или Уместный

Исследование онлайн платформы Leadership IQ, проведенное среди 16 000 человек показало:

Около 50% поставленных целей не соответствуют критериям SMART и не выдерживают критики со стороны сотрудников – те, несогласные с глупостью и несправедливостью, голосуют ногами

Я часто слышу критику в адрес KPI: «Эта система не работает, она только демотивирует, бонусы — это пережиток времени, подайте нам OKR или еще что-то другое». Как правило, это голоса тех, кто поленился расшифровать все пять букв SMART и следовать рекомендациям

Простая, прозрачная и предсказуемая система – это прекрасный инструмент мотивации, удержания и развития сотрудников. Люди привыкают к любой структуре, если она постоянна, предсказуема и улучшается от года к году, при этом не меняясь и не превращаясь в платформу для манипуляций.  

За свою карьеру мне удалось провести несколько сотен интервью при приеме на работу. Каждому из соискателей я задавал один и тот же банальный вопрос: «Почему вы хотите сменить работу?». Два самых частых ответа были такие: «мне мало платят» или «мой начальник – идиот. Не кажется ли вам, что плохо сформулированные задачи являются прямым следствием того, что эти два ответа были самыми популярными?

Парадоксы KPI

В последнее время я слышу огромное количество критики в адрес KPI, где под KPI люди понимают интегральный элемент системы управления, который помогает объединять стратегические цели развития компании, задачи,…

25.мар.2025г.
Коммуникейшн скиллс – солюшн ту олл проблемс? Симптоматика, которую нет смысла лечить

«Надо наладить коммуникации в коллективе, чтобы сотрудники научились слушать и слышать друг друга» «Нам нужен тренинг по стрессоустойчивости. У нас такая напряженная работа, что многие не выдерживают и…

18.мар.2025г.
Насмотренность. Новая ценность при найме сотрудника

За последний год я стал все чаще и чаще встречать этот термин в профессиональной жизни. Вот пишу этот текст в Word, где обычно пользуюсь автоматической корректировкой, и он мне выдает, что это слово – ошибка,…

21.фев.2025г.
Стратегическая сессия – это, в первую очередь, про стратегию

Читаю хлесткие названия и диву даюсь! Например: «квартальная стратегическая сессия», «коммуникационная сессия» или «командная стратегическая сессия». Очевидно, что коллеги консультанты хотели придать стратегическое…

13.фев.2025г.
Стратегическая сессия: феномен появления этого продукта на рынке, а также предпосылки и причины постоянно растущей потребности

Несколько лет назад я завершил свой затянувшийся 15-летний этап корпоративной карьеры, и вместе со своим партнером открыл компанию, которая специализируется на консультировании руководящего состава в области…

05.фев.2025г.
Как chatGPT делал идеальную статью на 700 слов для SEO продвижения сайта

Не читайте эту статью. Это не имеет никакого смысла. Ее написал chat gpt исключительно для SEO продвижения этого сайта.

19.сен.2024г.
Вызовы при организации стратегических сессий в России как попытка навести порядок в чемодане

Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.

09.сен.2024г.