Заказать звонок
Меню

Свой среди чужих, чужой среди своих

Удивительно дело, но на проведение сессий стратегического планирование сохраняется стабильный спрос в среде российского бизнеса. Казалось бы, что тут странного? Но странно именно то, что наши бизнесмены с упрямой настойчивость приглашают людей со стороны, чтобы совершить это незатейливое таинство.

Я всегда искренне считал, что это и есть одна из основных задач руководителя - собраться со своей командой - спланировать будущее. Почему они отдают свою компетенцию на сторону? Что ими движет, когда приглашают других?

Лень

Не хотят заморачиваться, опрашивать всех своих сотрудников, согласовывать повестку, организовывать дискуссию, спорить и что-то отстаивать. Гораздо проще делегировать это кому-то.

Раз за разом я наблюдаю, как повестка мероприятия начинает буксовать именно там, где необходимо проявить лидерскую волю и выступить с инициативой.

Поэтому смею предположить, что расцвет стратегических сессий происходит именно потому, что большинство наших руководителей банально не знают, как обсудить с командой будущее, как сформировать планы и, конечно, как распределить ответственность. Их просто никто этому не учил. Ни школа, ни жизнь.

За эту осень я принял участие в 5 различных стратегических сессий, где в разных вариациях наблюдал один и тот же сценарий. На предварительных интервью все дружно говорят, что единственным результатом сессии будет хороший, надежный и согласованный план на ближайшие годы (чаще на один год, иногда на квартал или даже месяц). Этого хотят все - от мала до велика. И казалось бы, это логично. Ведь люди хотят внести в свою жизнь ясность и определенность. Хотят понимания планов, ресурсов. Поэтому повестка, где присутствует элемент такого планирования, всегда принимается отлично.

Что происходит дальше? Миссии-ценности-видение-canvasы проходят просто на «ура», по стратегическим целям на 3-5 лет немного буксуем, но все равно справляемся. Это ведь не так страшно пообещать самому себе несколько миллиардов рублей или долларов через пять лет. Когда там еще эти пять лет наступят?! Все уже забудут об этом.

Но настоящий ступор происходит, когда надо сформулировать план на следующий год, который вот-вот уже наступит. Задачи ставим бойко расходы и доходы есть, клиенты прибывают, процессы налаживаются. Но когда наступает время ответить на вопрос: «Сколько? Рублей, процентов, штук?». Тут начинается невообразимое.  

Среди классики звучит следующее:

- Мы не можем дать эти цифры. Нам надо будет добраться до офиса и все подсчитать.

- Ну как тут планировать, если мы не знаем, что будет в стране через год. А кто знает?

- Мы и так рады, что вместе собрались. Это уже хороший результат, в следующий раз мы точно сделаем план!

- У нас нет данных. По продажам еще есть, а вот остальное надо будет у айтишника спросить.

И ты думаешь – грустно. Опять этот день сурка повторяется. Но почему? Я пытаюсь найти ответ на это вопрос и думаю, что он лежит в следующей плоскости.

В команде нет лидера. Да, возможно, за столом, в момент проведения сессии было много эго, но при этом не было уважения к кому-то одному - старшему, главному. Поэтому и зовут модератора, фасилитатора. Он, конечно, помогает решить проблему, но очень краткосрочно и ненадежно, а долгосрочно – лишь только усугубляет ее.

Есть страх просчитаться и позже не выполнить план. Не получить премии от акционеров, упасть в глазах коллег. И еще один страх - придется пахать, чтобы выполнить этот план.

Получается, что нет и команды. Той, которая даже в отсутствии лидера смогла бы взять на себя бремя планирования, поиска согласия, которая смогла бы показать амбиции и принять риски.

Да, никто не может предсказать точно, что будет дальше, но представить и пожелать ведь может каждый? Не бойтесь ответа на вопрос: «Cколько будет через год?». Это ровно столько, сколько вы захотите иметь через год!

Парадоксы KPI

В последнее время я слышу огромное количество критики в адрес KPI, где под KPI люди понимают интегральный элемент системы управления, который помогает объединять стратегические цели развития компании, задачи,…

25.мар.2025г.
Коммуникейшн скиллс – солюшн ту олл проблемс? Симптоматика, которую нет смысла лечить

«Надо наладить коммуникации в коллективе, чтобы сотрудники научились слушать и слышать друг друга» «Нам нужен тренинг по стрессоустойчивости. У нас такая напряженная работа, что многие не выдерживают и…

18.мар.2025г.
Насмотренность. Новая ценность при найме сотрудника

За последний год я стал все чаще и чаще встречать этот термин в профессиональной жизни. Вот пишу этот текст в Word, где обычно пользуюсь автоматической корректировкой, и он мне выдает, что это слово – ошибка,…

21.фев.2025г.
Стратегическая сессия – это, в первую очередь, про стратегию

Читаю хлесткие названия и диву даюсь! Например: «квартальная стратегическая сессия», «коммуникационная сессия» или «командная стратегическая сессия». Очевидно, что коллеги консультанты хотели придать стратегическое…

13.фев.2025г.
Стратегическая сессия: феномен появления этого продукта на рынке, а также предпосылки и причины постоянно растущей потребности

Несколько лет назад я завершил свой затянувшийся 15-летний этап корпоративной карьеры, и вместе со своим партнером открыл компанию, которая специализируется на консультировании руководящего состава в области…

05.фев.2025г.
Почему на сработали KPI?

Год назад одна дружественная и довольно известная компания пригласила меня в проект создания системы, стимулирующей мотивацию сотрудников, проще говоря, KPI

23.дек.2024г.
Как chatGPT делал идеальную статью на 700 слов для SEO продвижения сайта

Не читайте эту статью. Это не имеет никакого смысла. Ее написал chat gpt исключительно для SEO продвижения этого сайта.

19.сен.2024г.