Понятие стратегической сессия пришло в нашу жизнь относительно недавно. Многие представители крупного и среднего бизнеса используют этот инструмент как метод мобилизации и планирования. На сегодня сложились разные представления относительно того, какие цели и задачи призвана решить стратегическая сессия. Многие компании подразумевают под стратегической сессией любую встречу, которая призвана решить проблемы стратегического и операционного планирования, проблемы коммуникации, построения команды функционального или проектного управления
Мне приходилось сталкиваться с разными подходами и методами, однако если систематизировать общую практику, можно с большой уверенностью сказать, что стратегические сессии чаще всего направлены на решение следующих проблем
Понятие стратегической сессия пришло в нашу жизнь относительно недавно. Многие представители крупного и среднего бизнеса используют этот инструмент как метод мобилизации и планирования. На сегодня сложились разные представления относительно того, какие цели и задачи призвана решить стратегическая сессия. Многие компании подразумевают под стратегической сессией любую встречу, которая призвана решить проблемы стратегического и операционного планирования, проблемы коммуникации, построения команды функционального или проектного управления
Мне приходилось сталкиваться с разными подходами и методами, однако если систематизировать общую практику, можно с большой уверенностью сказать, что стратегические сессии чаще всего направлены на решение следующих проблем:
Стратегическая сессия нужна коллективу, когда у сотрудников появляется апатия и признаки выгорания, когда внутренняя несогласованность ведет к прямым потерям или когда сотрудники проявляют сопротивление необходимым переменам
Во время стратегической сессия у организатора появляется возможность:
Кроме этого, у коллектива:
Процесс создания эффективной стратегической сессия подразумевает как правило 3-4 этапа
Подготовительный период
Когда организаторы сессии должны сформулировать основные задачи и цели данного мероприятия, определить состав участников и формат встречи. В этот момент важно привлечь ключевых участников к разработке программы
Стратегическая сессия
Модерируемая встреча со всеми участниками, на которой коллектив, следуя заранее согласованной методики, выполняет поставленные перед участниками стратегической сессии задачи
Стратегическая сессия — это инструмент, который можно и нужно регулярно использовать как метод создания продуктивной среды среди руководителей и сотрудников различных подразделений. Ее можно использовать как элемент долгосрочного и краткосрочного планирования, как метод мобилизации коллектива и как способ преодоления кризиса. Она помогает достичь согласия и увеличить производительность коллектива
Часто компании организуют стратегические сессии своими силами, где роль организатора и администратора сессии принадлежит руководителю компании или подразделения. Это неплохой подход, однако он не гарантирует полной открытости со стороны коллектива, так как зачастую участники стратегической сессии находятся между собой в логической связке начальник-подчиненный, что заметно накладывает отпечаток на способность открыто высказывать свою точку зрения
Приглашение со стороны опытного организатора подобных мероприятий решает проблему предвзятости и возможных конфликтов интереса
Вызовы при организации стратегических сессий в России — это, пожалуй, как попытка навести порядок в чемодане, куда уже упакован трехместный диван и домашний кот.
Сессии — это серьезное мероприятие, но в нашей реальности они часто обретают оттенок комедийной пьесы. Давайте разберемся, какие трудности поджидают организаторов и почему порой кажется, что стратегическая сессия — это не столько путь к успеху, сколько испытание на прочность.
Некоторое время назад PROJECTIVITY довелось стать участником конференции, посвященной обучению и развитию в профессиональной среде.
Несмотря на то, что тема мероприятия была про развитие, про потенциал роста и необходимое для этого лидерство, постоянно стоял плач, доносившийся из HR-сообщества плач о том, что нет людей, плохо с людьми, не можем нанять, куча открытых вакансий… и подобное этому.
Согласно тем оценкам производительности, что я помню за 2019 год, мы отставали от западных стран в 3 раза.
. Они считают достаточно просто. Берут оборот компании или группы компаний из определенной индустрии и делят его на количество людей, задействованных в работе. Вот именно по этому показателю мы отставали в 3 раза.
И тут на ум приходит аналогия с рождением ребенка. Если на это обычно требуется около 9 месяцев, то принудительное ускорение процесса чревато необратимыми и весьма печальными последствиями
Опыт создания корпоративной стратегии для страны или более крупного региона неизменно подсказывает, что для этого нужно время. Время для того, чтобы исследовать внешнюю среду, которая постоянно меняется, оценить ресурсы и силы компании, согласовать направления и формы дальнейшего развития с ключевыми сотрудниками в организации
На прошлой неделе произошло знаковое событие. У PROJECTIVITY и Алексея Савватеева пересеклись пути. Профессор МФТИ, большой популяризатор математики в целом, и Теории Игр в частности, посетил Новую Черноголовскую Школу, где рассказал старшим школьниками и всем желающим о гипотезе АВС, которая приходит на смену великой теореме Ферма.
Надо признаться, что я был восхищен харизмой докладчика и уровнем черноголовки школьников, которые внимательно слушали лекцию, задавали вопросы и вообще производили впечатления людей, которые явно в курсе того, что происходит.
Изучив большое количество иностранных статей про мотивацию, я выписал наиболее часто встречающиеся практики и опросил своих знакомых и коллег, задавая всем один и тот же вопрос: «А что встречалось на вашем профессиональном пути?»
Поиск интересных примеров с практиками в нашей российской среде занял больше времени, чем я ожидал. Ответы были разные, много полемики и споров, но тенденция прослеживалась очень заметная. Те, кто смог найти какие-то примеры из жизни, как правило, ссылались на свой опыт работы в зарубежных компаниях.
Удивительно дело, но на проведение сессий стратегического планирование сохраняется стабильный спрос в среде российского бизнеса. Казалось бы, что тут странного? Но странно именно то, что наши бизнесмены с упрямой настойчивость приглашают людей со стороны, чтобы совершить это незатейливое таинство.
Я всегда искренне считал, что это и есть одна из основных задач руководителя - собраться со своей командой - спланировать будущее. Почему они отдают свою компетенцию на сторону? Что ими движет, когда приглашают других?
Совсем недавно с коллегами по сообществу Линтузиасты мы обсуждали механизм формулировки годовых (и более долгосрочных) целей по системе Сбалансированных показателей (одной из самых распространенных в мире, применяемой многими компаниями, об успехах которых наслышан весь мир).
Суть системы проста: по горизонтальной оси на одном полюсе оказываются Внешние цели, связанные с Потребителями (рынками, сервисами, продуктами). На другом полюсе - развитие Внутренних процессов (управление, оптимизация, инновации). По вертикальной оси на разных полюсах оказывается: набор интересов Собственника (прибыль, оборот, прочие финансовые показатели) и набор интересов Коллектива (развитие, обучение, хорошие условия труда) +шире, Социума (ESG показатели).Формируется своего рода «компас» для развития в 4х направлениях.