Как-то раз один мой коллега попросил заменить его. Он должен был выступить перед профессиональным сообществом, но то ли заболел, то ли была какая-то другая причина. Я уже не помню. Весь ужас был в том, что на подготовку и осознание этой ситуации у меня было всего 10-15 минут. Редкий опыт, когда ты выступаешь перед группой неизвестных тебе людей и при этом даже не знаешь, какой будет следующий слайд. Хорошо, что в целом в теме я разбирался, поэтому выплыл из этой истории с достоинством.
Нечто аналогичное пришлось испытать недавно, когда довелось выступать в течении нескольких дней перед неизвестной аудиторией. Мало того, что они знали друг друга едва, так еще и у них был разный мотив пребывания в зале, а у некоторых он отсутствовал напрочь. Хорошее знание предмета опять пришло на помощь, да и в этот раз я знал, какой порядок слайдов, и был прекрасно готов.
Размышляя на эту тему, я все больше прихожу к выводу, что понимание различных архетипов слушателей спасает в ситуациях, когда приходится сражаться с неизвестностью, особенно если речь идет о публичных выступлениях.
В каждой аудитории есть люди, которые своим видом пытаются демонстрировать, что им плевать на все происходящее - они тут случайно и не собираются тратить время на то, чтобы тебя слушать. Их лучший друг - телефон или тоскливый взгляд вдаль, в окно или еще куда-нибудь. Обычно таких людей не так уж и много, но эффект отравления соседей делает их достаточно токсичными для всего предприятия. Как правило, выгнать таких людей не является рабочим вариантом, поэтому их надо постоянно вовлекать в процесс, будь то вопрос, шутка, пример или еще что-то, что сможет привлечь к ним внимание других.
Второй тип - это те, кто тут не случайно. Однако они знают тему хорошо, и все, что им рассказывают - давно пройденный материал. Ценность таких людей в том, что они помогают подтверждать ваши гипотезы за счет знания предмета. Но существует и опасность: они, опираясь на свои знания, могут начать навязывать аудитории свою точку зрения и подогревать конфликт между выступающим и слушателями. Очень важно привлечь таких участников дискуссии на свою сторону или купировать конфликтные ситуации на ранних стадиях. Это можно сделать путем публичного подтверждения их компетенции, похвалы и заинтересованностью их мнением в качестве эксперта или даже оппонента.
Третий тип - это люди, не обладающие достаточной компетенцией, чтобы вести квалифицированную дискуссию на заданную тему, но отличающиеся большой энергией и тягой к новому. Их присутствие в аудитории всегда хорошо до тех пор, пока они не начинают активно заполнять эфир своими вопросами, комментариями и прочими видами деятельности так, что это наносит ущерб остальным. Тут важно ограничить чрезмерный доступ к возможности высказываться, но при этом не дать угаснуть энергии, так как эта группа людей всегда может прийти на помощь, когда аудитории надо встряхнуться. Привлекая к дискуссии сразу несколько человек, вы переключаетесь с одного на другого участника, что дает возможность сбалансировать ситуацию.
Четвертый, не такой уж и редко встречающийся тип, - это антагонисты. Независимо оттого, что вы говорите, они всегда против и всегда готовы к словесной баталии. Даже если компетенция выступающего значительно превосходит компетенцию антагониста, подобная ситуация редко содержит в себе положительный заряд для аудитории. Любой, даже самый незначительный конфликт, несет в себе риски перерасти в более токсичную ситуацию, и поэтому лучше его просто избежать. Если вы определили в группе слушателей подобного персонажа, старайтесь реже обращаться к нему и стойко игнорировать колкости и комментарии.
Что неизменно помогало мне при работе с каждой из этих четырех групп, так это устойчивый зрительный контакт - индикатор вашего постоянного присутствия и интереса. Именно он дает сигнал слушателю о вашем контроле над ситуацией, о том, что вы держите слушателей на прицеле и в любой момент можете осуществить выстрел в виде вопроса, комментария или шутки. Кстати, юмор – отличный помощник для того, чтобы выбраться из самых запутанных ситуаций во время публичного выступления. Тут важно иметь домашние заготовки или обладать прекрасной реакцией.