+7 (910) 490 05 71 Заказать звонок

Знание архетипов слушателей и другие методы, как способ преодолеть страх публичного выступления

Ср, 14 дек 2022
автор: Алексей Дракин

Как-то раз один мой коллега попросил заменить его. Он должен был выступить перед профессиональным сообществом, но то ли заболел, то ли была какая-то другая причина. Я уже не помню. Весь ужас был в том, что на подготовку и осознание этой ситуации у меня было всего 10-15 минут. Редкий опыт, когда ты выступаешь перед группой неизвестных тебе людей и при этом даже не знаешь, какой будет следующий слайд. Хорошо, что в целом в теме я разбирался, поэтому выплыл из этой истории с достоинством.

Нечто аналогичное пришлось испытать недавно, когда довелось выступать в течении нескольких дней перед неизвестной аудиторией. Мало того, что они  знали друг друга едва, так еще и у них был разный мотив пребывания в зале, а у некоторых он отсутствовал напрочь. Хорошее знание предмета опять пришло на помощь, да и в этот раз я знал, какой порядок слайдов, и был прекрасно готов.

Размышляя на эту тему, я все больше прихожу к выводу, что понимание различных архетипов слушателей спасает в ситуациях, когда приходится сражаться с неизвестностью, особенно если речь идет о публичных выступлениях.

В каждой аудитории есть люди, которые своим видом пытаются демонстрировать, что им плевать на все происходящее - они тут случайно и не собираются тратить время на то, чтобы тебя слушать. Их лучший друг - телефон или тоскливый взгляд вдаль, в окно или еще куда-нибудь. Обычно таких людей не так уж и много, но эффект отравления соседей делает их достаточно токсичными для всего предприятия. Как правило, выгнать таких людей не является рабочим вариантом, поэтому их надо постоянно вовлекать в процесс, будь то вопрос, шутка, пример или еще что-то, что сможет привлечь к ним внимание других. 

Второй тип - это те, кто тут не случайно. Однако они знают тему хорошо, и все, что им рассказывают -  давно пройденный материал. Ценность таких людей в том, что они помогают подтверждать ваши гипотезы за счет знания предмета. Но существует и опасность: они, опираясь на свои знания, могут начать навязывать аудитории свою точку зрения и подогревать конфликт между выступающим и слушателями. Очень важно привлечь таких участников дискуссии на свою сторону или купировать конфликтные ситуации на ранних стадиях. Это можно сделать путем публичного подтверждения их компетенции, похвалы и заинтересованностью их мнением в качестве эксперта или даже оппонента.

Третий тип - это люди, не обладающие достаточной компетенцией, чтобы вести квалифицированную дискуссию на заданную тему, но отличающиеся большой энергией и тягой к новому. Их присутствие в аудитории всегда хорошо до тех пор, пока они не начинают активно заполнять эфир своими вопросами, комментариями и прочими видами деятельности так, что это  наносит ущерб остальным. Тут важно ограничить чрезмерный доступ к возможности высказываться, но при этом не дать угаснуть энергии, так как эта группа людей всегда может прийти на помощь, когда аудитории надо встряхнуться.  Привлекая к дискуссии сразу несколько человек, вы переключаетесь с одного на другого участника, что дает возможность сбалансировать ситуацию.

Четвертый, не такой уж и редко встречающийся тип, - это антагонисты. Независимо оттого, что вы говорите, они всегда против и всегда готовы к словесной баталии. Даже если компетенция выступающего значительно превосходит компетенцию антагониста, подобная ситуация редко содержит в себе положительный заряд для аудитории. Любой, даже самый незначительный конфликт, несет в себе риски перерасти в более токсичную ситуацию, и поэтому лучше его просто избежать. Если вы определили в группе слушателей подобного персонажа, старайтесь реже обращаться к нему и стойко игнорировать колкости и комментарии.

Что неизменно помогало мне при работе с каждой из этих четырех групп, так это устойчивый зрительный контакт - индикатор вашего постоянного присутствия и интереса. Именно он дает сигнал слушателю о вашем контроле над ситуацией, о том, что вы держите слушателей на прицеле и в любой момент можете осуществить выстрел в виде вопроса, комментария или шутки. Кстати, юмор – отличный помощник для того, чтобы выбраться из самых запутанных ситуаций во время публичного выступления. Тут важно иметь домашние заготовки или обладать прекрасной реакцией.

Мотивация сотрудников в компании - Кнут или Пряник? Мотивация сотрудников в компании - Кнут или Пряник?
Сб, 04 фев 2023
Продолжая свое исследование темы мотивации, я столкнулся с интересными данными. Один сайт в 2017 году запустил опрос, который идет и по сей день. Вопрос точно такой же – Кнут или Пряник? В моем . . .
подробнее
“Корпоративные Университеты России 2022”. Что это? “Корпоративные Университеты России 2022”. Что это?
Вс, 25 дек 2022
Не так давно PROJECTIVTY удалось стать участником любопытного мероприятия, посвященного выпуску справочника “Корпоративные Университеты России 2022”. Академическое сообщество Высшей Школы Бизнеса ВШЭ . . .
подробнее
 Мотивационная сессия в МИТТУ для сотрудников КАМАЗа Мотивационная сессия в МИТТУ для сотрудников КАМАЗа
Пн, 05 дек 2022
В начале прошлой недели PROJECTIVITY довелось стать частью обучающей программы МИТТУ для сотрудников КАМАЗа. МИТТУ – это Международный институт техники, технологии и управления, который был основан . . .
подробнее
Как исследование вопроса мотивации принесло подтверждение рабочих гипотез и неожиданные результаты Как исследование вопроса мотивации принесло подтверждение рабочих гипотез и неожиданные результаты
Ср, 23 ноя 2022
Пару недель назад команда PROJECTIVITY заключила договор на проведение обучающей сессии, связанной с мотивацией сотрудников крупного автопроизводителя. Как это часто бывает, во время подготовки . . .
подробнее
Стратегическая сессия в новых условиях или гамбит производительности труда Стратегическая сессия в новых условиях или гамбит производительности труда
Ср, 16 ноя 2022
Стратегическая сессия - продукт, который предполагает, что есть горизонт планирования. Ну если не 3-5 лет, то хотя бы год. Это продукт, с которым можно работать в ситуации относительной . . .
подробнее
Геймификация в корпоративной среде или немного о бизнес-играх Геймификация в корпоративной среде или немного о бизнес-играх
Пт, 04 ноя 2022
Недавно команда PROJECTIVITY побывала на конференции GAME&LEARN, где было представлено внушительное количество компаний, занимающихся созданием бизнес-игр. Тема интересная, постепенно внедряющаяся в . . .
подробнее
"Уловка-22" или что можно сделать, чтобы не попасть в сети логического парадокса в бизнесе
Вт, 26 июл 2022
Любители бестселлера Джозефа Хеллера, “Уловка-22”, наверняка помнят суть коллизии, описанной в книге. Для тех, кто еще не читал, расскажу: “Ты можешь избежать службы в армии, доказав, что ты . . .
подробнее
Вызовы в измерении и управлении устойчивостью компаний Вызовы в измерении и управлении устойчивостью компаний
Пн, 20 июн 2022
Традиционные методы управления имеют ограничения, которые усложняют способы измерения и достижения устойчивости в организациях: . . .
подробнее
Ошибки на входе в систему, автоматически создают ошибки на выходе. Можно ли с этим что-то сделать? Ошибки на входе в систему, автоматически создают ошибки на выходе. Можно ли с этим что-то сделать?
Пт, 17 июн 2022
Просто поражает, какое количество российских достаточно крупных компаний работает без данных. Какие-то данные, конечно, у них есть (например, отчетность), но, похоже, что этот процесс у многих идет . . .
подробнее
Конференция в МБШ Сколково по теме Конференция в МБШ Сколково по теме "Устойчивое развитие в неустойчивых условиях. Современная ESG-повестка"
Пт, 27 май 2022
В апреле этого года я приняла участие в конференции, проводимой на базе МБШ "Сколково" по теме "Устойчивое развитие в неустойчивых условиях. Современная ESG-повестка". Среди экспертов, выступивших . . .
подробнее
Переориентирование поставок в индустрии и поездка в ОАЭ в поисках новых поставщиков Переориентирование поставок в индустрии и поездка в ОАЭ в поисках новых поставщиков
Пт, 20 май 2022
Кажется немного парадоксально, но многие компании, которые занимаются поставками индустриальных систем и компонентов, получили прекрасные финансовые результаты в первом квартале 2022. Значительный . . .
подробнее
Кризис и неопределенность в организации - как сохранить команду в непростое время? Кризис и неопределенность в организации - как сохранить команду в непростое время?
Пт, 13 май 2022
Кризис – это поворотный момент. Так считали древние греки, которые подарили нам это слово. В настоящее время поворотных моментов стало так много, что это слово утрачивает свой исходный смысл чего-то . . .
подробнее
Что такое стратегическая сессия и как ее можно использовать в современных условиях? Что такое стратегическая сессия и как ее можно использовать в современных условиях?
Вс, 17 апр 2022
Понятие стратегической сессия пришло в нашу жизнь относительно недавно. Многие представители крупного и среднего бизнеса используют этот инструмент как метод мобилизации и планирования. На сегодня . . .
подробнее
Почему так важен показатель Производительности труда в организациях? Почему так важен показатель Производительности труда в организациях?
Ср, 16 фев 2022
Основная задача любой компании – наладить эффективную работу внутри организации на уровне отрасли, отдела или конкретного сотрудника. Для того, чтобы оценить и проанализировать продуктивность работы . . .
подробнее
KPI и OKR как основные бизнес-методики по увеличению эффективности управления организацией KPI и OKR как основные бизнес-методики по увеличению эффективности управления организацией
Ср, 26 янв 2022
В отечественном бизнес-сообществе наблюдается интенсивная дискуссия относительно мотивации сотрудников и методах управления этой мотивацией с помощью различных инструментов. Очень популярная система . . .
подробнее
Что такое Модель Высокопроизводительных Команд и как ее успешно применять в коллективах? Что такое Модель Высокопроизводительных Команд и как ее успешно применять в коллективах?
Вт, 02 ноя 2021
Модель высокопроизводительных команд родилась в результате использования различных практик как в корпорациях, так и в относительно небольших компаниях. За основу была взята модель, которую используют . . .
подробнее
Как найти баланс между развитием и удержанием достигнутых позиций компании на рынке? Как найти баланс между развитием и удержанием достигнутых позиций компании на рынке?
Ср, 13 окт 2021
Во многих компаниях работа менеджера по продажам строится по следующему алгоритму: приступив к работе в организации, он ищет новых клиентов для неё, проходит с ними через все этапы. Какие-то . . .
подробнее
Как определить, что такое Команда и что означает понятие - Высокая Производительность Как определить, что такое Команда и что означает понятие - Высокая Производительность
Ср, 29 сен 2021
Команда — это небольшое количество людей с взаимодополняющими навыками, которые привержены общем целям, разделяют общие задачи и подходы, за которые они несут взаимную ответственность.                . . .
подробнее
Кто такие Empowered Employees при создании самоуправляемой производительной среды. Кто такие Empowered Employees при создании самоуправляемой производительной среды.
Ср, 15 сен 2021
Культура, в которой принято наделять коллективы реальными полномочиями является питательной средой для создания Высоко-Производительных Команд. Истинные лидеры предоставляют возможность своим . . .
подробнее
Что такое Коучинг и как он работает в период внедрения изменений и повышения производительности Что такое Коучинг и как он работает в период внедрения изменений и повышения производительности
Ср, 08 сен 2021
Почему множество начинаний руководителей по внедрению организационных изменений в компаниях не приводят к успеху и встречают сопротивление. Несмотря на энтузиазм, с которым руководители вкладывают . . .
подробнее
Сложность: Незаметный убийца или почему компании продают товары в убыток Сложность: Незаметный убийца или почему компании продают товары в убыток
Ср, 01 сен 2021
Почему компании продают товары в убыток тем клиентам, с которыми они не могут позволить себе вести бизнес? Онкологические заболевания продолжают наносить серьезный ущерб человеческой жизни. Они . . .
подробнее